Мифологическая история Бацзы Суаньмин берет начало в эпоху династии Шан-Инь (1766-1154 до н. э.), в то время как источники связаны с общей практикой предсказания и легендарным изобретением Да Нао, советником знаменитого Желтого Императора, Небесных Столпов и Земных Ветвей. По сути, техники, имеющие отношение к Бацзы Суаньмин, впервые упомянул Люй Цай呂才из ранней династии Тан (618-906 н. э.). Одна из этих техник называлась «вознаграждение судьбой»禄命 (лу-мин), что можно перевести как «судьба подлинного вознаграждения» или «подлинная компенсация судьбой», а в императорских хрониках династий Суй и Тан можно найти несколько книжных заглавий вроде «Книга о подлинном вознаграждении» 祿命書(лу-мин шу) или «Важнейшее доказательство подлинного вознаграждения» 祿命要訣 (лу-мин яо-цзюэ), которые, по всей видимости, утеряны.
Другой тип составляют книги, относящиеся к технике «трех судеб» 三命 (сань-мин), которая была близка теориям Бацзы Суаньмин.
Также в хрониках династий Суй и Тан часто можно обнаружить книжные заглавия вроде «Трактат от трех судьбах»三命抄略 (сань-мин чао-люэ) или «Руководство по закреплению и расчету трех судеб» 三命立成算經 (ли-чжэн суань-цзин). Главной отличительной чертой этой техники является то, что понятие三命 (сань-мин) – основная идея системы Бацзы Суаньмин (см. ниже).
Первый расцвет всех этих ранних техник-предшественников описан в«Книге Ли Сюй-Чжуна о Судьбе», которая написана выдающимся Сюй-Чжун Мин-Шу李虛中命書 (раб. в 806-820) и находится в библиотеке Сы-Ку Цюань-Шу. К важному выводу пришел Сюй Цзы-Пин 徐子平 (X в. н. э.), который во всех классических и современных китайских письменных источниках называется изобретателем и древним знатоком Бацзы Суаньмин. Он написал «Ритмы изменения судьбы, касающиеся удачи и несчастья, по [технике] Ло-лу цзы» 珞璐子三命消息賦 (Ло-лу цзы сань-мин сяо-си), которая частично представлена в написанном позже «Глубоком Океане (с комментариями Цзы-Пина)» 淵海子平 (юань-хай Цзы-Пин).
Эпоха династии Сун (960-1126 гг. н. э.) была вершиной расцета общих расчетов временных характеристик в XI в. Философ Шао Юн邵雍 (1011-1077) посчитал мировой период в 128 000 лет и число математических гипотез, разразившихся вокруг идеологический гегемонии рационального нео-конфуцианства. Значительный и заключительный шаг в истории Бацзы Суаньмин сделал Сюй Да-Шен, написавший в XII в. книгу «Глубокий Океан (с комментариями Цзы-Пина)» 淵海子平 (юань-хай Цзы-Пин), которая дошла до наших дней.
Эту книгу легко можно назвать «библией» всех школ, нацеленных на объяснение жизни отдельного человека и ее развития. В книге содержаться все основным термины и теории Бацзы Суаньмин, которые не менялись со времени ее написания. В ней были впервые упомянуты 10 основных типов личности, «шесть духов и четыре помощника» 六神四輔 (лю шеен си-фу) и метакатегории душевных структур, такие как «оперативное сознание» (юн-шень), концепция, в какой-то степени эквивалентная идее субъективного сознания в концепции психоанализа Фрейда.
Помимо важного вывода, которые сделали Сюй Цзы-Пин и его коллега Сюй Да-Шен, есть еще несколько выдающихся работ по Бацзы Суаньмин. Здесь нужно упомянуть «Понимание трех Судеб» 三命通會 (Сань-Мин Тун-Хуэй), написанного Ван Минь-Ином в 1550 г. Эта объемная книга является в какой-то степени энциклопедией по данной теме, работой, характерной для эпохи поздней династии Мин, схожей с объемными трудами о других областях, например, о китайской медицине или китайской фармакологии (например «Опись всей фармакопеи» 本草綱木 (бэнь-цао ган-му).
Случай Ди Тянь Суй 滴天髓 («Суть, текущая с небес»)
Третья знаменитая, но тем не менее не очень известная классическая работа по Бацзы Суаньмин – книга «Суть, текущая с небес» 滴天髓 (Ди Тянь Суй), из которой вырастает собственная традиция. Традиция Ди Тянь Суй представляет литературу профессиональных консультантов и ее объяснение, как правильно читать, анализировать и интерпретировать явление Восьми Иероглифов.
Это классическая литература практикующих специалистов, прошедшая несколько фаз развития. Ее появление связано с авторством Лю Цзи劉基 (1311-1375), также известного как Лю Бо-Вэнь劉伯溫, знаменитого министра и советника первого императора династии Мин. Но в ранних версиях Ди Тянь Суй слова Ли Цзи были очень загадочны, поэтому истинный смысл текста никто не понял. Его первое истолкование дал Шен Су-Ань陳素庵, написавший «Истинное значение Ди Тянь Суй» 滴天髓輯要 (ди тянь суй цзи-яо). Шен Су-Ань был чиновником в эпоху поздней династии Мин.Он пытался использовать техники предсказания для управления общественным движением того времени, когда положение династии ухудшалось и маньчжурские войска начали вторжение на китайские территории. Его отец, также императорский чиновник, сотрудничал с маньчжурами, но был схвачен, брошен в тюрьму и приговорен к смерти. Во время последнего визита к нему Шен Су-ань предложил отцу отравленную еду, чтобы избавить его от позора быть обезглавленным.
Из-за сложности содержания толкования Ди Тянь Суй, которое зачастую воспринималось как тайное знание, для его понимания понадобилось второе толкование в китайской классике. Жэнь Те-Цяо 任鐵樵 (1773-?) написал «Яснейшие объяснения Ди Тянь Суй» 滴天髓闡微 (Ди Тянь Суй Чань-Вэй) – дополнительное расширенное толкование Ди Тянь Суй滴天髓, опубликованное после 1820. Оно включает в себя собрание теорий и все 512 объясненных примера основного расположения (Восьми Иероглифов) в Бацзы Суаньмин.
В 1920-1930х гг. редактором книги выступил Юань Шу-Шан 袁樹珊 (1881-1952 ?), который является автором знаменитой книги «Записи о судьбе» 命譜 (Мин Пу), в которой истолковываются известные исторические личности императорского Китая. Также известны толкования третьего поколения, сочетающие традиционные и современные идеи. Сюй Ле-Юй徐樂吾 (раб. в 1920-1940) написал «Дополнительные комментарии к Ди Тянь Суй» 滴天髓補註 (Ди Тянь Суй Пу-Чжу), опубликованные в 1937 в Шанхае. Эта работа содержит 215 объясненных примеров основного расположения (Восьми Иероглифов) в Бацзы Суаньмин.
В настоящее время существует особый тип современной литературы по Бацзы Суаньмин, изучающий только Ди Тянь Суй.
Таким образом, Ди Тянь Суй является классической книгой по Бацзы Суаньмин, представляющей большой интерес. Она известна как важнейшая книга, в которой обсуждаются теории диагностики судьбы.
В литературе сообщается, что автор Ди Тянь Суй Чань-Вэй, уважаемый Жэнь Те-Цяо, родился в провинции Чжэцзян. Его отец также занимался предсказаниями. Он или какой-либо другой предсказатель (точных данных об этом не имеется) сказал, что Жэнь Те-Цяо сделает успешную карьеру императорского чиновника, поэтому ему было рекомендовано держать императорский экзамен. Это показывает, что Жэнь Те-Цяо был действительно хорошо образован. Но он несколько раз проваливался на экзамене, вследствие этого начал изучать техники предсказания.
Такое поведение – уклон в Фен-Шуй и другие техники гадания – было нормальным среди учеников, провалившихся на императорском экзамене, и давало возможность платно предлагать свои знания обычным людям, учить их, а также консультировать с помощью китайских техник предсказания, основанных на классической литературе.
После краха отцовского бизнеса и других несчастий, обрушившихся на Жэнь Те-Цяо, он начал серьезно сомневаться в общепринятой традиции предсказания и стал изучат древние письменные источники, чтобы исключить из техники Бацзы Суаньмин все ошибки, которые, по его мнению, и послужили причиной провала императорского экзамена и разорения отца. Начав приблизительно в 30 лет, он собрал более 10 00 исторических документов, а двадцать лет спустя записал суммарные знания в Ди Тянь Суй Чань-Вэй. Говорят, что он 15 лет терпел нужду, но после стал необычайно знаменитым благодаря своей науке предсказания.
Он отправился в Пекин, где основал преуспевающее консультационное бюро. Он умер в возрасте 70-80 лет, но подробности и обстоятельства его смерти неизвестны.
В течение последних пяти лет я переводил Ди Тянь Суй Чань-Вэй и анализировал его структуру и содержание. Исходный классический текст состоит из 480 страниц и содержит 512 примеров для объяснения того, как можно узнать теорию Бацзы Суаньмин по схеме Бацзы. Перевод всей книги (включая все примеры и объяснения переводчика) легко занял бы по меньшей мере 2000 книжных страниц.
Ди Тянь Суй Чань-Вэй состоит из двух частей.
Первая называется «О понимании сознания»通神論 (Тун Шень Лунь) и состоит из 34 глав.
Вторая называется «О шести взаимоотношениях» 六親論 (Лю Цинь Лунь) и состоит из 27 глав.
Первая часть Тун Шень Лун содержит следующие главы:
1. «Дао Неба» 天道 (тянь-дао)
2. «Дао Земли” 地道 (ди-дао)
3. «Дао Человека” 人道 (жень-дао)
4. «Знания о Судьбе/Жизни” 知命 (чжи-мин)
5. «[Онтологическое] Строение и Ци” 理氣 (ли-ци)
6. «Соединение” 配合 (пэй-хэ)
7. «Небесные Столпы” 天干 (тянь-гань)
8. «Земные Ветви” 地支 (ди-чжи)
9. «Заключительное рассуждение о НС и ЗВ” 干支總論 (гань-чжи цун-лунь)
10. «Формы и Признаки» 形象 (син-сян)
11. «Позиция и Обстоятельства” (ч. 1) 方局 (фан-цзюй)
12. «Позиция и Обстоятельства”” (ч. 2) 方局 (фан-цзюй)
13. «Восемь Структур” 八格 (ба-гэ)
14. «Вещество и Функция” 體用 (ти-юн)
15. «Сущность и Дух” 精神 (цзин-шень)
16. «Повелитель Месяца” 月令 (юэ-лин)
17. «Час Рождения” 生時 (шен-ши)
18. «Слабость и Яркость” 衰旺 (шуай-ван)
19. «Центр и Уравнивание” 中和 (чжун-хэ)
20. «Начало и Развитие” 源流 (юань-лю)
21. «Проникновение за Барьеры” 通關 (тун-гуань)
22. «Правильная Служба и Уничтожение [с позиций клана]” 官殺 (гуань-ша)
23. «Нарушение Службы” 傷官 (шан-гуань)
24. «Чистота/чистое Ци” 清氣 (цин-ци)
25. «Мутная Ци” 濁氣 (чжо-ци)
26. «Истинный Дух” 真神 (чжень-шень)
27. «Ложный Дух” 假神 (цзя-шень)
28. «Верный Потом и Обратный Поток” 順逆 (шунь-ни)
29. «Холод и Тепло” 寒煖 (хань-нуань)
30. «Сухость и Влажность” 燥溼 (цао-ши)
31. «Тайна и Очевидность” 隱顯 (инь-сянь)
32. «Обширность и Специфичность» 眾寡 (чжун-гуа)
33. «Символ Чжень и Символ Дуй” 震兌 (чжень-дуи)
34. «Символ Кань и Символ Ли” 坎離 (кань-ли)
Вторая часть Тун Шень Лун содержит следующие главы:
1. «Муж и Жена» 夫妻 (фу ци)
2. «Сын и Дочь» 子女 (цзы ну)
3. «Отец и Мать» 父母 (фу му)
4. «Братья [и Сестры]» 兄弟 (сюн-ди)
5. «Иероглиф «Как опознать?»» 何知章 (хэ-чжи-чжан)
6. «Иероглиф «Судьба женщины»» 女命章 (ну-мин-чжан)
7. «Дети» 小兒(сяо-эр)
8. «Богатство и Мораль» 財德 (цай-дэ)
9. «Мужество и Страх» 奮鬱 (фэнь-юй)
10. «Благосклонность и Враждебность» 恩怨 (энь-юань)
11. «Дух Досуга» 閑神 (сянь-шень)
12. «Следующие/подчиняющиеся Явления» 從象 (цун-сян)
13. «Изменяющиеся/подчиняющиеся Явления » 化象 (хуа-сян)
14. «Ложное следование» 假從 (цзя-цун)
15. «Ложное изменение» 假化 (цзя-хуа)
16. «Верные Текущие Констелляции» 順局 (шунь-цзюй)
17. «Искаженные Констелляции» 反局 (фань-цзюй)
18. «Констелляции Борьбы» 戰局 (чжань-цзюй)
19. «Объединенные Констелляции» 合局 (хэ-цзюй)
20. «Явление/выражение Правителя» 君象 (цзюнь-сян)
21. «Явление/выражение Субъекта» 臣象 (чэнь-сян)
22. «Явление/выражение Материнства» 母象 (му-сян)
23. «Явление/выражение Детства » 子象 (цзы-сян)
24. «Болезнь» 疾病 (цзи-бин)
25. «Снижение» 出身 (чу-шень)
26. «Расположение» 地位 (ди-вэй)
27. «Возраст/годы и Цикл (Старения)» 歲運 (суй-юнь)
Применение теорий Ди Тянь Суй Чань-Вэй является самым передовым учением в классической китайской литературе о Бацзы Суаньмин. В основном это учение развилось из теории пяти элементов, теории инь и ян, а также из технического языка классической китайской медицины. Концепции «операционного сознания» 用神 (юн-шень), «желающего сознания» 喜神 (си-шен) и «пренебрегающего сознания» 忌神 (цзи-шен) дополняются «праздным сознанием» 閑神 (сянь-шен) и другими аспектами.
После завершения следующей конференции по Фен-Шую, которая пройдет в конце апреля 2011 в Москве, мы расскажем вам о содержании этой выдающейся классической работы по Бацзы Суаньмин, представив избранные главы книги и объяснив ее теории и примеры на четвертом семинаре «Бацзы для практикующих, продвинутый уровень».
Автор:
Доктор философии Манфред Кубни Специалист в истории, теории и практике Традиционных китайских наук: Ба Цзы Суаньмин, Тайцзи Цюань и Феншуй
О курсе -
http://www.dragon-pearl.ru/GD_stady_bazi_Kubni-pro-utf.html